интернет-магазин
О нашей компании Скидки    Оплата и доставка Как с нами связаться
   Поиск

Категории
Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом.




   Главная  
|  Статьи и рекомендации   |  Мнение специалистов  |  Готовимся к школе

Детская самооценка



                                                     В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает

                                                                                                                                       Френсис Брэдли

Широко известно высказывание, что мы видим вещи не такими, какие они есть, во многом наше видение
зависит от того, как мы оцениваем себя и свои возможности, насколько гармоничен наш внутренний мир.

В основе представлений человека о себе лежит самооценка. Самооценка – это ценность, которая
приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам и формирует представление человека
о самом себе, своих возможностях и месте среди других людей.

Самооценка имеет решающее значение в процессе становления и взаимодействия ребенка с окружающим
миром, определяет отношение к себе и людям, направление и уровень активности, уровень притязаний,
особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром.
От самооценки зависит, решается ли человек на определенные действия, достигает ли большего или
довольствуется тем, что имеет.

Необходимо разделять базовую самооценку – общее восприятие и отношение к себе как к личности
и частную самооценку – оценка своих умений и способностей в конкретной сфере. Так, если ребенок
говорит «Я плохой» - это проявление базовой заниженной самооценки, а если ребенок говорит
«Я плохо рисую» - это может быть адекватной оценкой ребенка своих творческих способностей.

Базовая самооценка формируется еще в раннем возрасте, в первые пять лет жизни и  мало изменяется
на протяжении всей жизни. Изначально, от природы, самооценка у детей высокая, но в процессе
социализации и оценивания со стороны окружающих, она может подвергаться изменениям.
Задача родителей – не превратить изначальное мнение «Я хороший» в «Я плохой» - строгого внутреннего
родителя, который живет внутри и является цензором.

Подсчитано, что благодаря влиянию доминаторного общества в возрасте от одного года до пяти лет дети
обычно слышат от 15 до 20 тысяч раз слова “нет”, “не делай”, “нельзя”, “лучше не надо”, “не следует”.
Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для отрицательного разговора с
собой, который, в свою очередь, порождает ограничивающие убеждения и действия. Для нейтрализации
этого негативного программирования и создания позитивной самооценки потребовалось бы в три раза
больше посланий типа: “да”, “ты можешь”, “почему бы нет”, “мог бы”.



А ведь именно родители и ближайшее окружение, является людьми, чью оценку перенимает ребенок,
трансформируя ее в самооценку.

Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей, ребенок первоначально
на веру принимает оценку и отношение к себе, оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком
ориентируется на мнение воспитывающих его людей.

Установлено, что к 3-4 годам, статус и положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника.
Дети, к которым позитивно относиться воспитатель и которые, являются принятыми или популярными
среди сверстников имеют высокую самооценку.

Дети с адекватной высокой самооценкой, как правило, открытые, общительные, легко принимающие на
себя разные игровые роли. Они активны, любознательны и непосредственны. Дети с положительным
мнением о себе проще устанавливают дружеские взаимоотношения с окружающими.

Люди с адекватной высокой самооценкой:

_ испытывают гордость за свои достижения;

_ решительно действуют в своих интересах;

_ берут на себя ответственность за свою часть дела;

_ терпеливо переносят неудачи, если что-то получается не так, как они хотели бы;

_ встречают новые испытания с рвением и энтузиазмом;

_ чувствуют в себе способность оказывать влияние на свое окружение;

_ демонстрируют широкое разнообразие чувств.

Заниженная самооценка обнаруживает себя в следующих симптомах – тревожность и неуверенность
ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных заданий. Типичным для детей проявлением
заниженной самооценки является эмоциональная отгороженность, стремление к уединению,
нерешительность, скованность движений, обидчивость. Другой вариант - агрессивное поведение как
ответная реакция на несправедливое отношение окружающих.

Люди с заниженной самооценкой:

_ избегают трудных ситуаций;

_ ими легко руководить и вводить в заблуждение;

_ занимают оборонительную позицию и легко разочаровываются;

_ не знают, как они себя чувствуют;

_ обвиняют других за свои собственные переживания.

Пути коррекции заниженной самооценки – адекватная оценка взрослых с акцентом на достижения ребенка,
адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.



Завышенная самооценка обнаруживает себя в таких особенностях поведения как доминирование,
демонстративность, неадекватная реакция на оценку взрослого, игнорирование своих ошибок.
Завышенный уровень характеризуется высокой физической и познавательной активностью, настойчивым
стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения.

В данном случае пути коррекции – это спокойное нейтральное отношение взрослых, адекватная оценка,
не затрагивающая личности, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка,
оказание помощи в том, что составляет трудности для ребенка

В связи с тем, что критическое мышление и возможность объективно оценивать себя формируется у ребенка
ближе к 7 годам, для дошкольников характерна завышенная оценка себя и своих возможностей. Поэтому,
если ребенок в дошкольном возрасте переоценивает свои качества или результаты своей деятельности –
родителям не стоит волноваться. Но если ребенок некритично относится к себе и при этом проявляет и
другие признаки завышенной самооценки – эгоцентризм, конфликтность и т.д. родителям стоит обратить
на это внимание.



Чтобы развивать у детей критическое мышление и понимание того, почему результаты его деятельности
оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью
реалистически оценивать свои способности. В норме же к 7 годам самооценка становится дифференцированной
и более адекватной. К ребенку приходит понимание, что в каких-то областях он более успешен, с чем-то
справляется хуже.

Многие исследователи сходятся во мнении, что неадекватная - завышенная или заниженная самооценка
негативно влияет на социальное поведение человека и значительно снижает адаптацию к стрессам.

 

Для формирования адекватной высокой самооценки у ребенка родителям необходимо:

1​ Подавать детям пример уверенного поведения и высокой самооценки.

2​ Показывать детям свою любовь.

3​ Объективно хвалить детей.

4​ Демонстрировать детям свое уважение.

5​ Быть последовательными в своих поступках и оценках ребенка.

6​ Принимать ребенка таким, какой он есть.

7​ Выдвигать перед ребенком ясные и последовательные требования.

8​ Уважать индивидуальные проявления ребенка в рамках установленных ограничений.



Психолог Семейного Клуба Авант

Дубенко Дарья




Подпишитесь
на наши рассылки

Периодичность: не чаще 1 раза в неделю






Не просто ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ — а ещё и ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА от интернет-магазина «Знайка» — это возможность сделать
душевный и полезный подарок!
Сертификат на 500 грн     Сертификат на 100 грн

Для корпоративных клиентов мы можем изготовить ПОДАРОЧНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ любого номинала, забрендированные логотипом вашей компании




ИНТЕРНЕТ-магазин: (044) 499 0128
(067) 547 2637
(063) 700 9961
(095) 919 0203

[email protected]

Фирменный магазин "Знайка": Киев, ул. Ломоносова, 46
(10 мин от м. ВДНХ)
(044) 499 0128

Режим работы:
пн-вс — с 10 до 20

Клуб активных родителей "Знайка" (экскурсии, поездки, дни рождения, активити и пр.)
Киев, ул. Межигорская, 54, оф.17
(044) 425 6837; (067) 467 7808

Режим работы:
пн-пт — с 10 до 18; сб, вс — выходной

Перепечатка авторских описаний к товарам интернет-магазина "Знайка" znaika.com.ua запрещена.
Перепечатка материалов, опубликованных на страницах Клуба активных родителей www.znaika-club.com.ua, допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.znaika-club.com.ua
Компания «Знайка» владеет исключительным правом на товарный знак "Знайка". Любое неправомерное использование товарного знака (имени) «Знайка» либо названия, схожего с зарегистрированным товарным знаком «Знайка» до степени смешения, является нарушением Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Кроме того, любое неправомерное использование логотипов компании является нарушением Закона "Об авторском праве и смежных правах"
Подписаться на новости
Подписаться на новости
информация о графике экскурсий и поездках "Знайки" высылается один раз в неделю