интернет-магазин
О нашей компании Скидки    Оплата и доставка Как с нами связаться
   Поиск

Категории
Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними.




   Главная  
|  Статьи и рекомендации   |  Мнение специалистов  |  Особое мнение

Аутизм в дошкольном детстве - откровенный разговор (глава из книги О.В.Доленко)



Трёхлетнюю Машу привезли ко мне на консультацию оба родителя. Одна мама не в состоянии сопровождать девочку в поездках в общественном транспорте. По пути пришлось дважды выходить из троллейбуса под удивлённо-осуждающие взгляды пассажиров. Маша без видимой причины начинала громко кричать и «биться в истерике». Такое поведение характерно для Маши с полутора лет. Как только она попадает в незнакомую обстановку  - новый маршрут на прогулке, поездка в троллейбусе, скопление людей вокруг, её поведение становится неуправляемым. Маша может побежать в сторону проезжающих машин или внезапно упасть на землю, но чаще всего она громко визжит. Вот и сейчас, войдя в мой кабинет, она упала на пол и закричала. Взволнованная мама привычно суетится вокруг дочери, пытаясь успокоить её печеньем и сладким газированным напитком, но Маша кричит всё громче. Стараясь игнорировать крики девочки, делаю вид, что «занята» складыванием пирамидки, затем привлекаю маму к «помощи»,  и вот мы уже вдвоём увлечённо «играем» под Машин «аккомпанемент». Постепенно крики затихают, продолжая лежать на полу, девочка внимательно смотрит в сторону игрушек, затем осторожно подходит к столу. Не глядя активно в лицо ребёнку, чтобы не спровоцировать новую бурную реакцию, подкладываю Маше недостроенную пирамидку. Сработало! Девочка увлечённо включается в конструирование. Она привычно складывает и снова разбирает элементы пирамидки. Совершенно очевидно, что она может заниматься этим долгое время, бесцельно перебирая предметы, лежащие на столе. Лицо у Маши красивое, как у ангела, но только очень бледное и ничего не выражающее; она не смотрит мне в глаза и не использует другие социальные «сигналы», характерные для поведения детей такого возраста при общении со взрослым (указательные жесты, выразительная мимика), её не интересует моя реакция на то, чем она занимается, она не ждёт одобрения или поддержки с моей стороны, не пользуется речью для выражения своего желания (хотя со слов мамы может повторить любое слово). Но вот её внимание привлекла яркая игрушка, стоящая на полке. Маша хватает меня за руку и тянет в сторону заинтересовавшего её предмета. Пытаюсь подсказать ей, как надо выражать свою просьбу – «дай», говорю я и демонстрирую Маше указательный жест в сторону игрушки. Но Маша даже не смотрит в мою сторону, продолжая использовать мою руку в качестве инструмента для доставания предметов. Сомнений нет – передо мной аутичный ребёнок.

Для Машиных родителей я не первый специалист, консультирующий их дочь. До этого они обращались к разным врачам, диагнозы «сыпались» один за другим – аффект-респираторные приступы, эпилепсия, умственная отсталость, задержка развития речи. Родители, как правило,   предпочитают не обращаться к детскому психиатру, опасаясь негативных последствий, как они предполагают, психиатрического  диагноза для будущего своего ребёнка.
    Пройдёт несколько лет, и родители Маши забудут о её истериках, а сама Маша сможет рассказать мне при встрече о своей любимой учительнице Елене Ивановне (действительно удивительной женщине,  одной из немногих учителей в нашем городе, умеющих заниматься с аутичными детьми). Больше того, Маша серьёзно займется пением и изучением музыкальной грамоты. Но пока я мучительно пытаюсь найти подходящие слова для того, чтобы объяснить родителям девочки, что такое «аутизм». Для меня важно не оттолкнуть и не испугать их, рассказывая правду о проблеме их ребёнка. В тоже время, я должна настроить их на серьёзную ежедневную работу,  связанную со спецификой помощи аутичному ребёнку. Они должны понять, что дошкольное детство – это уникальный в жизни человека период, который потом невозможно будет «переписать» заново, исправив все ошибки. Именно в этот период жизни ребёнка происходит бурное развитие связей между клетками головного мозга, благодаря которым формируются различные навыки, как интеллектуальные, так и социальные, и если вовремя не организовать для аутичного ребёнка условия для развития, то многие возможности дальнейшей адаптации будут упущены безвозвратно. Кроме того, я знаю, что предложенная мною система помощи не будет выглядеть привлекательной для родителей, так как им, скорее всего, придётся коренным образом изменить свою жизнь и  планы на будущее своего ребёнка. Знаю я и о том, что не раз они будут встречаться с соблазном воспользоваться услугами других «специалистов», предлагающих чудесное исцеление (как правило, дорогостоящее, так как количество охотников заработать на чужом горе, по-прежнему, не уменьшается). С этого момента мы должны сотрудничать как единая команда в течение многих лет, вместе переживая неудачи, вместе анализируя возникающие проблемы, и подбирать для их ребёнка тот единственный уникальный способ помощи, ибо нет двух одинаковых аутичных детей,  и каждый ребёнок  требует индивидуального подхода.

Несмотря на многолетнюю врачебную практику до сих пор затрудняюсь в доступной форме научить родителей понимать специфику детского аутизма. Может быть потому, что природа этого заболевания, по-прежнему, не раскрыта полностью. Точно известно, что для развития детского аутизма необходимо два фактора – различная степень нарушения функционирования нервной системы и врождённая неспособность формирования нормативного (то есть приемлемого для нашей культуры) поведения, несмотря на  общепринятое воспитание. Долгие годы психиатры связывали детский аутизм с шизофренией. Возникла даже терминологическая «путаница», так как словом «аутизм» называют состояние больного шизофренией, который постепенно теряет связь с реальностью, погружается в мир собственных фантазий и не испытывает потребности в общении сначала с посторонними людьми, а затем и с близкими родственниками. Термин «детский аутизм», как название болезни был предложен американским психиатром Каннером, поскольку у детей, которых он наблюдал, тоже были нарушения способности устанавливать нормальные контакты с людьми. И хотя ещё с 80-х годов детский аутизм был выделен в самостоятельное расстройство,  и было доказано отсутствие его связи с шизофренией, до сих пор некоторые психиатры, скажем так, советской школы, рассматривают проблему детского аутизма через призму шизофренического процесса.  Современные представления об аутизме также претерпевают изменения. Считается, что существует некая генетическая предрасположенность к аутизму, которая реализуется тогда, когда имеет место повреждение головного мозга, например при родовой травме или вредности, которая действует на плод во время беременности. Доказательством этому служит тот факт, что  аутизму, как правило, сопутствуют другие нарушения, часто встречающиеся при нарушении функционирования мозга – гиперактивность, недержание мочи во время сна, различной степени интеллектуальное недоразвитие и другие. Достаточно редкий, но тяжёлый спутник аутизма – эпилептические приступы. Пока ещё учёными не идентифицированы гены, мутация которых приводит к аутизму, поэтому нет смысла родителям проходить дорогостоящее обследование в генетических лабораториях для подтверждения или опровержения этого диагноза.
Можно очень просто сформулировать проблему аутичного ребёнка как неумение общаться с окружающими людьми, однако именно эта особенность заболевания редко  замечается родителями. Родителей аутичных детей чаще всего беспокоит отсутствие речи и неуправляемость поведения; более того, они нередко активно отрицают наличие проблем общения у своего ребёнка. Анализируя данное обстоятельство, я пришла к выводу, что игнорирование родителями «стержневого» признака аутизма  связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, классический вариант детского аутизма, описанный на примере Маши, встречается не всегда. Чаще всего, психиатры имеют дело с различными вариантами аутизма, когда неумение общаться не выглядит столь экстремально и завуалировано другими проблемами поведения, выходящими на передний план в дошкольном возрасте – гиперактивность, склонность к истерикам и др. Во-вторых, современные родители, как правило, не имеют чёткого представления о том, как должен вести себя ребёнок в той или иной ситуации, да и вообще в нашей культуре не принято наблюдать за собственным ребёнком. Главное, чтобы не шумел и не мешал!! Для специалистов не секрет, что многие родители аутичных детей сами имеют личностные особенности, не позволяющие им адекватно оценивать коммуникативные способности своего ребёнка. Однажды мне пришлось столкнуться с активным сопротивлением своей коллеги, детского психиатра, признать тот факт, что её ребёнок имеет серьёзные проблемы общения, так как сама она явно демонстрировала неумение эффективно устанавливать социальные контакты. Не последнюю роль в формировании представления об аутичном ребёнке сыграли различные публикации в средствах массовой информации. Существует мнение, что люди, страдающие аутизмом, обладают феноменальными способностями, а не общаются потому, что не испытывают в этом потребности и предпочитают в одиночестве погружаться в свой собственный мир фантазий.
Наблюдая за аутичными детьми, каждый раз убеждаюсь, что специфика поведения при этом расстройстве не в том, что ребёнок не испытывает потребности в общении. В том то и драматизм ситуации, что дети с данным расстройством, так же, как и их сверстники, имеют  внутреннюю потребность в общении с другими детьми и близкими взрослыми. Именно неумение устанавливать нормальные контакты с людьми приводит к тому, что они либо избегают общения, так как испытывают огромное напряжение, либо применяют столь неадекватные и вычурные способы коммуникации, что смущают и шокируют своих родителей и отпугивают других детей.

Опубликовано с разрешения автора
Глава из книги О.В. Доленко
"Аутизм в дошкольном детстве - откровенный разговор"

Книга посвящена проблеме детского аутизма, распространенность которого
заметно увеличивается последние годы.
Автор книги, детский психиатр высшей категории, главный врач
Запорожского областного дошкольного психоневрологического центра,
делится своим многолетним профессиональным опытом с родителями аутичных детей.




Подпишитесь
на наши рассылки

Периодичность: не чаще 1 раза в неделю






Не просто ПОДАРОЧНЫЙ СЕРТИФИКАТ — а ещё и ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА от интернет-магазина «Знайка» — это возможность сделать
душевный и полезный подарок!
Сертификат на 500 грн     Сертификат на 100 грн

Для корпоративных клиентов мы можем изготовить ПОДАРОЧНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ любого номинала, забрендированные логотипом вашей компании




ИНТЕРНЕТ-магазин: (044) 499 0128
(067) 547 2637
(063) 700 9961
(095) 919 0203

[email protected]

Фирменный магазин "Знайка": Киев, ул. Ломоносова, 46
(10 мин от м. ВДНХ)
(044) 499 0128

Режим работы:
пн-вс — с 10 до 20

Клуб активных родителей "Знайка" (экскурсии, поездки, дни рождения, активити и пр.)
Киев, ул. Межигорская, 54, оф.17
(044) 425 6837; (067) 467 7808

Режим работы:
пн-пт — с 10 до 18; сб, вс — выходной

Перепечатка авторских описаний к товарам интернет-магазина "Знайка" znaika.com.ua запрещена.
Перепечатка материалов, опубликованных на страницах Клуба активных родителей www.znaika-club.com.ua, допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.znaika-club.com.ua
Компания «Знайка» владеет исключительным правом на товарный знак "Знайка". Любое неправомерное использование товарного знака (имени) «Знайка» либо названия, схожего с зарегистрированным товарным знаком «Знайка» до степени смешения, является нарушением Закона «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Кроме того, любое неправомерное использование логотипов компании является нарушением Закона "Об авторском праве и смежных правах"
Подписаться на новости
Подписаться на новости
информация о графике экскурсий и поездках "Знайки" высылается один раз в неделю